?

Log in

No account? Create an account
 
 
27 June 2015 @ 02:58 pm
ММКФ-2015: всех обставили "Лузеры"  
Оригинал взят у boris_gouts в ММКФ-2015: всех обставили "Лузеры"




Если год назад у меня не было сомнения в фаворите фестивале, победителем которого в итоге и стала японская драма "Мой мужчина", то нынче ситуация была не столь однозначной. Московский кинофестиваль - странная штука. Вот я пишу этот пост и понимаю, что для большинства читателей в общем-то все равно, кто взял Гран-при. Победители ММКФ редко попадают в российский прокат ("Мой мужчина" появился на торрентах вообще только в марте этого года). Да и на кинопроцесс не влияют так, как это могут иногда триумфаторы Канн, Венеции или даже Берлина. Но все-таки... Хорошие фильмы нуждаются в любой рекламе.





Болгарский фильм "Лузеры", безусловно, достоин Гран-при ММКФ. История о маленьком болгарском городке, в котором живут маленькие наивные подростки, вызывают симпатию. Фильмы о подростках принято снимать со всякой жестью: сексом, матом, пьянками, наркотиками, драками. Здесь же этого практически нет. Режиссер Ивайло Христов написал довольно простую историю, взял своих студентов, с которыми давно работает, и снял черно-белый фильм о том, как многим подросткам в провинции хочется яркой столичной жизни. Весь фильм они шляются по серым улицам своего городка и ждут концерта модной рок-группы из столицы. Чтобы не было совсем грустно Ивайло Христов прописал несколько забавных гэгов и шуток. Плюс дал некую надежду на будущее... "Ненавижу серый цвет, - говорит маленькая девочка и в финале фильма, пока ее более старшие сородичи плюют в серое небо, отправляется уверенным шагом по рельсам и шпалам прочь из города. Титры.

Не могу назвать причины не дать "Лузерам" главный приз. Но дело тут не в величии этой картины, а в общей конкурсной борьбе. Авторский замысел Ивайло Христова оказался наиболее глобальным и универсальным нежели идеи и художественные решения других конкурсантов.

Подозреваю, что фаворит зрителей "Орлеан" Андрея Прошкина показался жюри слишком русским. Сценарий, написанный нашим мэтром Юрием Арабовым, действительно, отсылает нас к булгаковским мистериям и мукам совести Достоевского. Актеры все на месте. Сухоруков как обычно играет актера Сухорукова, Хаев - повзрослевшего себя-мента из "Изображая жертву", а Лядова наконец-то сделала шаг в сторону от своего образа ("Левиафан", "Географ глобус пропил"), за что и получила приз "Лучшая женская роль фестиваля". Но известный кинозакон сработал и здесь: чем лучше текст, тем сложнее его экранизировать. Не спасли режиссера Прошкина и компьютерные ураганы, и музыка The Tiger Lilies, и трупы от студии эффектов Петра Горшенина. Бродячий цирк и карлики - так вообще из другого "ненашенского" кино. Короче говоря, члены жюри оказались более искушенными в киноэстетике, чем восторженные старушки в пресс-центре, мало знакомые с работами Терри Гиллиама и Гильермо Дель Торо.

В конкуре было еще две российские картины. И вся эта наша троица (вместе с "Орлеаном") удивительным образом шла вразрез с другими конкурсными фильмами. Если кинобратья из других стран сосредоточились на социальной проблематике и актуальных героях (пять фильмом из конкурса рассказывают о социализации подростков), то наши авторы практически ушли в формализм. Александр Миндадзе в "Милом Хансе" показывает непростые отношения русских и немцев за месяц до великой войны путем театральных мизансцен, бесконечных диалогов на крупных портретных планах и со скоростью развития сюжета близкой к нулю. Миндадзе затронул очень непопулярную тему, за что был равнодушно принят публикой, но награжден призом от "Коммерсант". Награда скорее утешительная. Как и спецприз жюри фильму "Арвентур" Ирины Евтеевой, который является, по сути, полукино-полуанимацией. Очень странная работа. Для своих.

Про остальные конкурсные работы коротко... Дети-сербы против детей-албанцев в "Анклаве" наверное показались жюри слишком картонными, а история чересчур назидательной. Яркая и трагичная история трех испанских хулиганов из "Героев зла" скорее всего оказалась для жюри слишком локальной, не хватило масштаба, как у тех же "Лузеров". Автор датской "Роситы" Фредерике Аспек получила приз за режиссуру, но фильма на большее не хватило. Ливанская "Дорога" - это вообще нечто. Все то, за что навешивают ярлык "адский арт-хаус" - скучно и невыразительно. Про другие работы можно сказать - немного "недо". Постоянно чего-то не хватает для того, чтобы гордо поднять над головой "Золотого Георгия". Но опять же это не означает, что фильмы плохие. Просто такая игра. Игра в фестиваль.

Контрастом ко всему вышесказанному хочу отметить внеконкурсные программы фестиваля. В этом году ММКФ неожиданно стал источником свободомыслия и ярких ответов общероссийскому мракобесию и ханжеству чиновников. Такое чувство, что организаторы решили, мол, а вдруг больше никогда не получится показать то, что можно показать сейчас? Вдруг МММ (милоновы-мизулины-мединские) победят и пластмассовый мир окажется сильнее?

Именно на ММКФ небольшая в сравнении со страной горстка людей смогла посмотреть на большом экране то, что остальная страна никогда в прокате не увидит. "Наш запах" Ларри Кларка, "Паззолини" Абеля Феррары, "Эйзенштейн в Гуанахуато" Питера Гринуэя и, наконец, 3d-порно от Гаспара Ноэ "Любовь". Все эти фильмы провокативны, эротичны, скандальны, но при этом талантливы. Ощущение свободы и счастья после просмотра данных картин сочеталось у одних зрителей с отвращением и негодованием у других. И это было прекрасно. Прекрасно то, какие разные, но громкие чувства вызывали у зрителей эти фильмы. Жаль только, что ключевые слова здесь - не свобода и чувства, а горстка людей. На фоне общей ситуации кинопроката в стране эти показы не более, чем ромашка в куче дерьма.
Tags:
 
 
 
promo shattenbereich december 30, 2013 16:58 27
Buy for 60 tokens
начало Paul Coghlin Alberto Garcia-Alix Alejandro Cerutti Alex Majoli Andreas H. Bitesnich Antanas Sutkus Antoine Verglas Arizona Muse by Tom Craig Barbara Vaughn Brett Weston Bruno Barbey Bunny Yeager Charlie McCullers Christian Houge Daido Moriyama…
 
msavmsav on June 27th, 2015 10:39 am (UTC)
Упс. Не посмотрел ))
Сильный текст.

Edited at 2015-06-27 10:39 am (UTC)